Авторская справка | Романов Владимир | | Дата и место рождения: 1955 г. Свердловск | Где обучался: Окончил вечернюю художественную школу П.П. Хожателева | На общем фоне уральской живописи последнего постперестроечного десятилетия картины Владимира Романова, как луч света в темном царстве. У него нет трагических, надрывных работ. С одной стороны, это стало общим правилом, чем-то вроде хорошего
тона. С другой - отражением всеобщей опустошенности. Как, впрочем, не стремится он удивить своих собратьев-художников чем-то особенно недоступным для понимания.
Картины Романова властно раздвигают, растворяют стены тесной мастерской, уводят на набережную городского пруда, в аллеи Харитоновского парка, в закоулки заброшенных дворов, Владимир пишет, как дышит: легко, свободно. Каждый холст, как вздох
радости от самой возможности творить: писать с натуры, писать так, как чувствует его душа.
Случайность - это выношенная, выстраданная закономерность. Судите сами. В раннем, дошкольном детстве снились Володе удивительные сны. Семья переехала из барака с окраины в центр на улицу 8 Марта в самый красивый её квартал. И вскоре по ночам город стал, как в сказах бажовских, "показывать себя": высокие дома, нарядные арки, вдоль тротуаров бьют фонтанчики, асфальт играет драгоценными каменьями. В другом сне - вид города с высокой крыши: много труб и все, как живое. Вероятно, так зарождалось в
мальчике художественное осознание окружающего мира. Не случайно детская память сохранила розовое утреннее освещение хат под соломенными крышами в облаке цветущих яблонь. Семья поехала навестить деда в маленькую степную деревушку под Житомиром да и внука показать. И на всю жизнь он сохранит аромат южных красок. Не оттуда ли у него зеленовато-розово-сиреневые мосты? Забыв свой почтенный возраст, они расцвели, заиграли веселыми беззаботными бликами исетской воды.
Свои первые "награды" Володя получал в детском саду за картинки, сплошь усеянные разноцветными завитушками и черточками. Они резко отличались от рисунков его сверстников. Лет в десять на коробке с красками он напишет первый раз маслом лунную
ночь. Увидев ее, старший брат предречет: "Ну, ты будешь настоящим художником" Соседи приходили смотреть на копию "Утро в сосновом лесу" И. Шишкина с репродукции в "Огоньке", сделанную им в 11 лет на куске клеенки, выпрошенной у матери.
Романов тихо про себя знал, что он хочет быть только художником, поэтому и на призывном пункте сказал, что может быть художником. Он тогда предположить не мог, какая лавина работы обрушится на него. Служить направили в Германию, где в силу необходимости пришлось практически самому постигать все виды оформительского ремесла: чеканку и шрифты, расписывать "красные уголки" и выпускать газеты.
Домой Владимир вернулся уверенным в своих силах и возможностях. И опять его величество-случай: на третий день дембеля Романов становится главным художником завода "Промавтоматика", где отработает 17 лет! (И это в полуторомиллионном городе,
где недостатка в квалифицированных оформителях никогда не было).
Вскоре он закончит шестимесячные курсы художников-оформителей, а затем художественную школу Хожателева (1980-1983 гг.). Именно Павел Петрович, просматривая акварели Романова, отметит, что они "нескучные и разнообразные по колориту". Владимира зачислят сразу на второй курс.
Огромный, новый мир открыла для него школа. Преподаватели Юрий Киселев, Василий Старов, Лев Хабаров - все страстно влюбленные в свое дело, каждый - личность, Художник, у каждого свой подход, свой стиль письма, Впервые увидев, как пишет Лев
Хабаров, Романов обомлел: ведь именно так с детства, интуитивно, через завитушки и штрихи он искал способ передать живой, все время меняющийся мир таким, каким он его видел. У Владимира, тогда ничего не знающего об импрессионистах, оказалось врожденное чувство их манеры письма. Увидев фиолетово-розово-сиреневый этюд Владимира на первой (!) пленэрной практике, Л. Хабаров только руки развел: "Да вот! И чему уж тут учить!?" Привыкший много работать, Романов писал в день по 3-4 этюда, тогда как другие - два за неделю. Он мог отправиться ночью с фонариком писать луну, чтобы передать её изумрудное отражение в воде. Удивлял всех еще и тем, что всегда начинал этюд с дальнего плана и потом все приводил к единому целому, добиваясь полной гармонии (за что получил шуточное звание - "далист", а те, кто начинал с речки под ногами, звались "маринистами"). Продолжая работать на заводе, Владимир отдает все свободное время живописи.
На знаменитой выставке "Сурикова, 31" в 1987 г. он показал дипломную работу "Марьин утес". Казалось, цель стать настоящим живописцем достигнута: художественная школа закончена, знания получены, приобретен опыт самостоятельного творчества. Но тут для любого художника и начинается самое сложное - поиски себя, своего языка, пока твое личное мироощущение не станет адекватно отображению. В 1990 г. Романов найдет свой
стиль, выполнив этюд-картину большого формата "Последний день осени". "Нервным" вибрирующим мазком, смешивая мастихином по две-три краски прямо на холсте, за один сеанс художнику удалось запечатлеть постоянную изменчивость природы, так
характерную, по мнению академика Д. Лихачева, именно для русского пейзажа. Тогда задумает Владимир "прогулки в пейзаже" - будущие циклы видов набережной городского пруда, Вознесенской горки, мостов. Он пойдет учиться в "Школу цвета" к Виктору
Гончарову, чтобы разобраться в теории цветоведения. Романов шлифует соотношение формы и цвета, постоянно обращаясь к натюрморту.
Одаренность, феноменальная работоспособность, немногословность отличают Романова от сложившегося стереотипа художника-балагура. Не удивительно, что талантливая и открытая сокурсница Елена Гладышева стала его женой. Это тандем умных людей и интересных художников с редким уважительным отношением друг к другу и в быту и в творчестве. На заводе (в трудный для страны период) прошло сокращение и Владимир остался без работы. Тогда Лена предложила мужу стать оформителем в
музее, там где и сама трудилась.
Музей переживал сложные времена: бывший Мемориальный музей Я, М. Свердлова ненадолго стал Музеем политических движений Урала. Вскоре было принято перспективное решение о создании музея истории города. Возникла идея, не имеющая аналогов в стране: через восковые фигуры основателей Екатеринбурга выстроить канву исторического развития города. Над ее воплощением трудился не только коллектив сотрудников, но были задействованы и скульпторы, и специалисты киностудии. Для Романова это была первая серьезная музейная работа, когда пригодился его большой опыт.
Эту уникальную экспозицию удачно дополнили городские пейзажи Владимира Портрет современного Екатеринбурга художник пишет с пронзительной любовью к уходящему, осознавая бесценность старого города (виды улиц Малышева, 8 Марта и др.).
Некоторые из этих сюжетов художник исполнит позже в технике пастели. Его этюды - это беседа наедине, постоянный внутренний монолог, процесс осмысления. И каждый раз - другое настроение, новые нюансы. Так возникают циклы "Мосты", "Вознесенская
горка", "Динамо", "Оперный".
Остановимся на отдельных работах разных лет. Этюд Оперного театра выполнен сквозь ветви цветущих яблонь нежнейшими прикосновеньями с ощущением воздушности. И вдруг, в памяти всплывает давно забытое первое имя нашего театра - "Светлана" (именно так назывался проект, принятый на конкурсной основе к осуществлению). Долго еще в старом Екатеринбурге зрители приглашали друг друга просто в "Светлану". В работе
"Открытие сезона" прослеживается философская мысль автора: пестрая толпа обтекает величественное здание театра — хранителя истинных ценностей, передавая не столько настроение праздника, сколько человеческой суеты, мельтешения. Как символ всех оперных театров мира, звучат краски вечернего Оперного - роскошного, сверкающего огнями в ночи, как драгоценностями. Художник удивительно точно передает атмосферу радости, нерв предвкушения, "дух Парижа". Может быть, это навеяно названием площади - Парижская коммуна - на которой стоит наш театр? А может быть, Романов этого не знает, как когда-то не знал про импрессионистов?..
Во всяком случае, его "Яблочный спас" с воздушной перспективой, с подчеркнуто легкой лепкой формы вызывает восторг. Вообще, мне кажется, эта работа для художника - прорыв в новое пространство. Здесь не просто сочетание ранее виденных у него
жанров городского пейзажа и натюрморта. Здесь звучность, цельность, цветность мира соединились в подлинный праздник света, тепла и человечности.
| Аукционы, на которых выставлялись работы художника: |
|
Работы художника
"Заводь" 1995 40х50 см Х., м. | "Пионы" 1998 80х60 см ДВП, м. | "Городской пейзаж" 1999 50х70 см Х., м. | "Оперный театр" 1999 50х40 см Х., м. | "Вознесенская горка" 1999 40х50 см Х., м. | "Городской пруд" 2000 40х50 см Х., м. | "Черная речка" 2000 50х70 см Х., м. | "Яблочный спас" 2000 50х70 см х. м. | "Оперный театр" 2000 40х50 см холст, масло | "Утро" 2000 г. 50х70 см х. м. | "Цветы весны" 2001 40х50 см х. м. | "Ты помнишь?..." 2001 40х50 см х., м. | "Высокий берег" 2001 25х35 см х. м. | Пасхальный 2001 г. холст, масло, 100х80 см | Пасхальный 2001г холст, масло, 100х80 см | «Осенний парад» 2003г 65х65 см х., м. | "Купавки" 2006 40х50 см х., м. | "Вид на Прагу" 2009 холст, масло, 33х46 см | "МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ" 2010 г. холст, масло, 50х70 см | Купавки и нарциссы 2010г. холст, масло, 50х40 см | Натюрморт с сиренью 2010г. холст, масло, 40х50 см | Макаровский мост 2010г. холст на оргалите, масло, 25х35 см | Утро на реке Чусовой 2010г. холст, масло, 60х45 см | "Осенняя улочка" 2011 холст, масло, 25х35 см | "Берег Исети" 2011 холст, масло, 25х35 см | "Домик на Октябрьской" 2011 холст, масло, 25х30 см | "Флюс. Лодки" 2011 холст, масло, 38х55 см | "Дача А.П.Чехова" 2011 картон, масло, 23х32 см | "Апрель в Гурзуфе" 2011 г. картон, масло, 20,5х28,5 см | "Екатеринбург. Осень" 2011 г. холст, масло, 25х35 см | "Октябрь. Утро" 2012 г. холст, масло, 25х35 см | "Над Вильнюсом хорошая погода" 2012 г. холст на картоне, масло, 25х35 см | "Начало августа" 2012 г. холст, масло, 25х35 см | Весна в Харитоновском парке 2012 г. холст на картоне, масло, 30х35 см | Утро на Исети 2012г. холст, масло, 45х35 см | Оперный театр 2012г. холст, масло, 40х50 см | "Снежное утро" 2013 г. холст на картоне, масло, 25х35 см | "Витамины" 2013 г. холст, масло, 30х30 см | "Тёплый сентябрь" 2013 г. холст, масло, 30х40 см | "Утренняя клубника" 2013 г. холст на картоне, масло, 30х40 см | "Апрельское солнце" 2013 г. холст, масло, 30х30 см | Осень в парке 2013г. холст, масло, 30х35 см | Февральский денёк. 2014г. холст, масло, 30х30 см | Речпорт в Ханты-Мансийске 2014г. бумага, акрил, 42х60 см | Старая башня 2014г. холст, масло, 30х35 см | Именины у друга 2014г. холст на картоне, масло, 25х38 см | Белая башня. Вечер 2015г. холст, масло, 30х35 см | Дом на Восточной 2015г. холст, масло 55,5х76 см | Ледяной городок на площади 2015г. холст на картоне, масло, 24х30 см | Вечером после работы 2016г. холст, масло, 22х32 см | Апрельские тени 2016г. холст, масло, 30х40 см | В саду (Друзья) 2016г. холст, масло, 55х40 см | Чёртово городище 2016г. холст, масло, 40х50 см | Дворик на Бажова 2017г. холст на картоне, масло, 18х24 см | Осеннее солнце 2017г. холст, масло, 20х30 см | Воскресенье 2017г. холст на картоне, масло, 20х40 см | День прибывает 2018г. холст на картоне, масло, 16х30 см | Новая зелень 2018г. холст, масло, 30х40 см | Северный склон на Сагре 2018г. холст на картоне, масло, 20х40 см | Осень на "Динамо" 2018г. холст, масло, 80х90 см | Енисей. Туман уходит 2019г. холст, масло, 25х30 см | Медуница 2019г. холст, масло, 30х25 см | Белая башня 2020г. холст на картоне, масло, 24х30 см | Оттепель 2021г. холст на картоне, масло, 24х30 см | По мосту через Восточную 2021г. холст, масло, 30х40 см | Утро. ЕКБ. Малышева. 2022г. холст, масло, 25х30 см | "Осень в городе" 204 40х50 см холст, масло | | |
|