Неожиданно на корабль налетел бешеный шквал. Громадные волны поднимаются все выше и выше, разбиваясь на миллион ледяных брызг. Кажется, через минуту корабль исчезнет в бурлящей пасти водной стихии. А пустая лодка рискует разбиться о кряжистые рифы. Что с ними будет? Художник не дает ответа, потому, как и сам того не знает. Ведь эта картина - плод его фантазии. Но какой реалистичный образ! До мурашек!
А как иначе, если художник, получив академическое художественное образование, был воспитан на традициях "социалистического реализма", и с ним связана большая часть его творческого пути. Термин, кстати, как нельзя лучше передает суть направления советского искусства - вести летопись страны с почти фотографической точностью. Возникнув в 30-е годы, соцреализм стойко продержался до горбачевских времен, до перестройки. Только вот иных летописцев уж нет, "а те далече", третьи добровольно сменили "окраску". И осталась в нашей многонациональной, многоплеменной "индейской" стране маленькая горстка "последних из могикан", которые еще помнят деяния великих вождей.
Но всех рассудит история…
Итак, знакомьтесь - Игорь Иванович Симонов, заслуженный деятель культуры, народный художник РСФСР. Семеро его учеников из художественного училища Шадра поступили в питерскую Академию художеств.
Он был немногословен, почти лаконичен в нашей беседе, когда речь заходила о его творчестве. Ведь он все высказал в своих живописных произведениях. "Творчество для меня, - сказал Игорь Иванович, - это вся моя жизнь, я пожизненно приговорен к нему. С возрастом появились проблемы со здоровьем, но когда я работаю, то забываю обо всех своих недугах. Я себя в другом и не представляю".
Творческий путь Симонова парадоксален. Для меня многое так и осталось загадкой. Например, как произошел поворот от "соцреализма" к "критическому реализму" 90-х. Каким образом идеальные люди труда, суровые, сильные "Литейщики" превратились в карикатурных персонажей серии "Социальный памфлет". Сейчас Игорь Иванович пишет уральские пейзажи и натюрморты, "то, что востребовано в современном интерьере. Хотя после персональной выставки, которая состоялась в октябре этого года в выставочном зале филармонии, я получил и благодарные отзывы, и предложения о покупке работ постперестроечного периода".
Как все начиналось? В конце 50-х выпускник института им. Репина Игорь Симонов вернулся в Свердловск… Сейчас его картина тех лет "Литейщики" представлена в экспозиции Музея современного искусства на Вайнера. Только вот зрители суетливо проходят мимо нее, устремляясь в большой зал на открытие очередной "персоналки". Красные отблески льющегося металла играют на суровых лицах рабочих. Живописная метафора величия и патетики, силы уральского характера. Эта картина принесла Симонову официальное признание, поставила в один ряд с ведущими мастерами так называемого "сурового стиля". Его учителя -Иогансон и Дейнека оценили ее так: "Лучше Симонова "Литейщиков" и не написать, а хуже - нельзя". Кстати, черно-белый эскиз картины до сих пор висит под потолком мастерской Симонова как немое напоминание о том времени.
В 1985-ом грянула перестройка. Советскими людьми овладело желание перемен, стремление к отмене бюрократических лозунгов, чтобы был разрешен вход посторонним, а, уходя, можно было не гасить свет. "Я "перестроился", - говорит Игорь Иванович. Возникла серия "Социальный памфлет", в которой он попытался отразить свое понимание ситуации раскола и неразберихи в постперестроечной России. "Апофеоз творчества", как и "Венок России" также входит в эту серию. О первой я попросила рассказать Симонова: "О чем картина? Были законопослушные художники, которые не шли против идеологии (но это не значит, что они ее принимали), а после перестройки они оказались никому не нужны. Вот, художник, распятый на мольберте. А вокруг - карлик-пигмей, искусствоведица, темные личности с рулонами бумаги - это образы тех людей, которые недооценили искусство социалистической эпохи, "сожгли" его".
Лично у меня эта серия вызывает горькие ощущения, будто в конце туннеля какой-то маньяк-террорист разбил лампочку. Куда дальше двигаться - непонятно.
Попыталась перевести разговор на день сегодняшний: "Какого цвета современная Россия? Только не розового, и не голубого. На мой взгляд, это густые, крепкие, земные тона: охра, английская красная, окись хрома". Кстати, эти же краски звучат и на палитре самого Симонова. Пейзажи последних лет написаны, будто на одном дыхании, в них есть и настроение, и этюдная свежесть. И, наверное, иначе и невозможно передать изменчивые состояния природы - игру солнечных бликов, порыв осеннего ветра, тишину зимнего дня. Широким сочным мазком Симонов "лепит" свои деревенские натюрморты с рыбой, грибами, дровами.
Много сил у него сейчас отнимает работа над огромными по размерам (3х6, 3х8 метра!) композициями для интерьера железнодорожного вокзала. Они посвящены истории Екатеринбурга, ее вехам - основание города, гражданская война, строительство Уралмаша… Но здесь, по словам Игоря Ивановича, он только исполнитель. Хотя историческая тема в своеобразном преломлении отразилась в его триптихе "Легендарные герои гражданской войны". На контрастном черном фоне, напоминающем палехские шкатулки, художник изобразил в "анекдотическом стиле" Чапаева, Буденного, Ворошилова. Все они похожи на "Кукол" в театре военных действий. Вот такое "веселое" отношение у Симонова к теме.
На вопрос о качествах, отличающих художника, Симонов ответил: "Чтобы быть художником, как кто-то сказал, и я с этим согласен, надо иметь 50% таланта и 100% - характера. Талант - это хрупкая вещь, но если целеустремленно работать, то можно добиться много. А что я ценю и ненавижу в людях? Ненавижу самоуверенность, амбициозность. Когда человек не имея мастерства, строит из себя гения. А ценю искренность, простоту".
Симонов никогда не "пикассил" и не "матиссил". В молодости его кумиром был Дейнека, сейчас ему нравятся художники прошлых эпох, Коровин, Серов. А вот современная художественная практика, "перфомансы" и постмодернистские "навороты" его мало интересуют. Он - остров реализма в море эклектики, остров стойкости в океане нестабильности.
Симонов, как человек достигший вершин мастерства вот так, просто, буквально в нескольких словах сказал о сложнейшем творческом процессе: "Когда начинаешь работать над картиной, прежде всего надо увидеть весь холст целиком, а затем идет разбор деталей. В колорите все должно быть гармонично, в каждой работе свое цветовое решение".
Игорь Иванович о своей жизни: "Светлые периоды в моей жизни - это студенческие годы и сейчас, когда со мной мои дети, внуки, которые, я надеюсь, продолжат дедовскую стезю".
<< Вернуться
|