Елена Соловьева
Может быть, прочитав заглавие текста, кое-кто из читателей уже насторожился. Нет, это - не краткий экскурс в историю нашей родины, где песню о "человеке с ружьем" сменил гимн " человеку труда", сливший в едином экстазе серп и молот, и не очерк о героях-стахановцах или прочих "кузнецах своего счастья", и даже не про невропатолога. Можно достукаться, постоянно перековывая "мечи на орала". Наш человек и его молоток - гораздо более редкой (а для Урала практически экзотической) породы - аукционной, а к комплекту в обязательном порядке прилагается смокинг, бабочка, недюжинный артистический шарм и эрудиция. "Хотя", - вносит легкую коррективу герой нашего повествования - Валерий Суворов, - "у каждого аукциониста своя манера, свои приемы и свои инструменты - кто-то работает вовсе без всякого молотка, кто-то отбивает лоты специальным кольцом, которое одевается на палец. Но главное, что действительно нужно аукционисту - это чувствовать пульс ИГРЫ".
Первый стук молотка
(откуда берутся настоящие аукционисты)
Несмотря на то, что профессия эта вряд ли упомянута в существующем реестре "хороших и разных", она с каждым годом становится все более и более популярной, попадая в тот подёрнутый романтическим флёром "топ-лист", где числятся телеведущие ОРТ и ви-джеи МТВ, совсем уж загадочные "антиквары" и арт-дилеры (достаточно сделать "перекличку" главных героев отечественных сериалов и "продвинутой", но по большей части снобистской, литературы). Да что там, какой фейерверк в воображении вызывают слова "Сотбис" и "Кристи", а по другому и быть не может, потому что аукционное дерево уходит своими корнями, в ту Страну свободы, где есть по-настоящему свободные средства и редкий эксклюзивный товар, где всё немножко карнавал и блистательное (кстати, любимое слово Валерия Суворова) шоу.
Причем, в нашем случае придется отказаться от некоторых географически временных стереотипов, поскольку неважно в какой точке земного шара ты родился, и осенил твою колыбель капитализм или "общество развитого социализма", этот оазис внутренней свободы либо есть в человеке, либо его нет. Валерий Суворов, который сегодня возглавляет отдел продаж Фонда имущества Правительства Свердловской области, и который когда-то из-за любви к музыке "Битлз" чуть не "вылетел" из университета, свой первый аукцион, к примеру, придумал и провел еще в середине 80-х, и был тот аукцион книжным - что тоже определенный знак времени (ведь жуткий дефицит в "самой читающей стране в мире" имелся и на полиграфическую продукцию).
Лирическое отступление
Как определенным знаком времени были и остаются - пластинки "битлов" и "цеппелинов" - виниловая контрабанда свободы с "черного" шувакишского рынка. Или студенческие стройотряды, романтику которых Суворов сотоварищи, грамотно построив процесс, сделали куда более привлекательной, благодаря высоким заработкам, но вместо ожидаемых благодарностей и знаков почета получили "строгачи"- за действия с обликом "настоящего комсомольца несовместимые". Или первые кооперативы МЖК, когда аспиранты (а Суворов к тому времени уже выходил на предзащиту), сменив костюмчик а-ля Джон Леннон на рабочую робу, строили жилье для своих семей. И совсем уж феерическое: две коробки из-под кроссовок, доверху наполненная экзотическими духами, приобретенными для любимой жены на распродаже в Женеве (куда Валерий Суворов был приглашен как представитель России на Конгресс ООН) после многих лет мытарств с покупкой по чекам в магазинах "Березка" какого-то несчастного флакончика французского парфюма.
Второй стук молотка
(Почти по Ильфу и Петрову...)
Но Женева случилась позднее, уже после того, как грянула перестройка и на смену веселым аукционным междусобойчикам пришли серьезные приватизационные торги. А хобби Валерия Юрьевича стало профессией. "Тогда вошли в моду всяческие товарно-сырьевые биржи. Я сам открыл парочку. Потом пошли аукционы по недвижимости, которые я тоже вёл. Всё это совершенно отдельная история. Речь шла о заводах, о больших деньгах, о будущем детей и внуков. Торговались молча, остервенело, сосредоточенно. В тот период чем мне только не приходилось заниматься на торгах - и трубами, и станками, и мехами и какими-то железяками. Никакой специальной литературы не было. И когда теперь меня спрашивают, скажите, дескать, как художник художнику, есть ли какие-нибудь пособия по проведению подобных мероприятий, я отвечаю: "Читайте "12 стульев", там всё написано. Правила и формы проведения аукциона с тех пор ничуть не изменились, и кардинально нового к ним ничего не прибавилось. Если "Правосудие" продано, значит продано".
А "джентльменский набор", необходимый для ведущего подобных мероприятий, по мнению Валерия Суворова следующий: беспроигрышный союз эрудиции и интуиции, юмор и хотя бы минимальный артистический талант. Впрочем, есть у нашего героя некоторые табу морального плана. Не так давно Валерий Юрьевич отклонил предложение стать ведущим очередного конкурса красоты. "Как ни странно это прозвучит", - объясняет он свой отказ, - "я человек довольно консервативный и торговля молодым женским телом не то занятие, которое меня привлекает".
Вот так, лот за лотом, стук аукционного молотка Суворова "озвучивал" нашу непростую эпоху перемен, приближая маэстро к моменту подлинного триумфа его скрытой страсти, когда появился в городе настоящий художественный аукцион с лирическим названием "Татьянин день".
Лирическое отступление
А скрытая страсть Валерия Юрьевича - коллекционирование. И сегодня в семье Суворовых бытуют, как минимум, три небольшие по объему, но с большим вкусом подобранные коллекции. И даже беглое знакомство с ними вполне может стать золотым ключиком к вопросу - что же, в конце концов, есть первоэлемент собирательской страсти - жажда накопительства или трогательное в беззащитности
романтического порыва желание - удержать бабочку мгновения, создав противовес постоянно ускользающей реальности.
Этот кусочек "вечного" есть, по мнению Валерия Юрьевича, в невыразимо обаятельных линиях антикварных вещей, будь то керосиновая лампа, старинный ключ или статуэтка мейсеновского фарфора. Есть это и в талантливых работах современных художников. Не важно, работают ли они в классической манере, как Ираида Финкельштейн, или смело экспериментируют с композицией и цветом, как Сергей Лаушкин. Имениты ли они, как художница из Богдановича Гурьева-Сажаева, или их известность не перешагнула ещё пределов "малой родины", как у Валерия Глазунова, уроженца городка Михайловска. (Его работу наметанный глаз Суворова "вытащил" из братской могилы коллективной выставки, а потом оказалось, что нашел Валерий Юрьевич не только интереснейшего художника, но и незаурядную личность: Глазунов, кроме всего прочего, несколько раз выигрывал международные соревнования по пауэрлифтингу (приседание с большими тяжестями).
Не расстался Суворов и с увлечением молодости: по-прежнему собирает редкие винилы.
Свой способ борьбы со скоротечным временем есть и у жены Валерия - Татьяны. И пусть кто-то скажет, что коллекционировать запахи - задача столь же бесперспективная, как и попытка перевести в твердую валюту солнечный блеск или окалину мартовского снега. Но это не просто флакончики с духами, это - души ушедших эпох: легендарная "Красная Москва", первые контрабандные пробники в тайваньских коробках, экспериментальные духи, которые больше уже никогда не тиражировались, волнующие воображение изыски парижских парфюмеров... Татьяна убеждена, что и любовь, и свобода имеют свои, особые запахи. Вообще в доме Суворовых знают толк в тонких удовольствиях, и потому главной коллекцией и настоящим капиталом считают "собрание" друзей - "творческих, блистательных, талантливых людей", где есть и писатели, и оперные певцы, и журналисты, и актеры, и художники, как признанные, так и начинающие...
Третий (финальный) удар молотка
Многие из этих людей, каждый месяц, 25 числа, приходят в Камерный театр на художественные торги. "Посетителей аукциона "Татьянин день", хотя правильнее называть – аукционный дом "Моби Арт–Татьянин день", - поправляет сам себя Валерий Юрьевич, - "я делю на три категории. Одни приходят с конкретной целью - купить произведение искусства, берут "имена" или работы соцреалистов, уже подпадающие под категорию "антикварных".
Есть любители поиграть, азартные господа, дамы и даже дети, которых увлекает сам процесс соревнования. Но секрет в том, что если человек купил одну картину, он купит вторую и третью, а если человек купил третью работу - он пропал навсегда. Поэтому в "зону этого благородного риска" попадает самая многочисленная категория посетителей аукциона, так называемые - наблюдатели, которые пока ничего не приобретают, а просто получают удовольствие от атмосферы праздника, музыки, нарядно одетой публики, шампанского в буфете, наконец".
Впрочем, из скромности, Валерий Юрьевич, умолчал еще об одной категории - тех людях, которые приходят именно "на Суворова", чтобы еще раз стать свидетелями, как всегда блистательного, моноспектакля, потому как ТАК "работать" с полотнами может только страстный коллекционер и тонкий ценитель. "Поначалу даже казусы случались", - признается он, - "порой я просто не в силах был удержаться от излишней субъективности в оценках, а для профессионала это непростительно, он должен быть беспристрастен и безошибочно находить среднее арифметическое между своими оценками, амбициями автора и настроением публики, потому что от этого напрямую зависит стоимость работы.
Ведь в отличие от мировых аукционов, наш, "провинциальный" (а так его окрестили солидные художественные журналы Питера и Москвы, которых, похоже, страшно удивил сам факт существования подобного проекта на Урале) носит во многом просветительский характер. Здешнюю публику, при всем моем уважении к ней, еще нужно раскачивать и развивать в эстетическом плане".
Продано!
Может быть, именно поэтому, иногда Валерий Суворов, отложив молоток ведущего, спускается в зал, берет в руки список лотов, отметая такую заманчивую для каждого коллекционера возможность приобрести то или иное полотно напрямую у художника, и вступает в ИГРУ. "Я человек азартный", - улыбается он, - "и побороться за работу, взять ее в честном, свободном бою для меня - настоящее удовольствие. С моей точки зрения такая покупка картины - лучшая похвала её создателю".
<< Вернуться
|